Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Личные границы ребенка.

Психолог СРО - Кобчиков Алексей Евгеньевич 24.03.2021.

Личные границы – это набор внутренних правил и программ действий к тому, как человек будет реагировать на нарушение установленных норм. Они состоят из смеси полученных знаний, опыта, сделанных выводов, мнений окружающих и воспитания.

Личные границы, вежливое и уверенное информирование о них окружающих, а также умение их отстаивать, позволяет:
• Избегать многих вариантов конфликтов до стадии обострения.
• Поддерживать достоинство своей личности.
• Эффективно взаимодействовать с людьми.
• Предупредить манипуляции и психологический контроль со стороны.
• Повысить уважение окружающих к себе.
• Конструктивно действовать в конфликтных и кризисных ситуациях.

Соблюдение личных границ необходимо даже при общении с самыми близкими людьми. Одна из самых часто встречающихся претензий подростков, что родители не соблюдают их личные границы.

Личные границы включают в себя несколько видов, основные из них следующие:
• Материальные (предметные). Включают в себя отношение к личным вещам и готовности их защищать. Как мы относимся к дарению, одалживанию своих и чужих вещей, в том числе денег.
• Физические (тактильные). Наше отношение к своему личному, телесному пространству и нашей реакции на вторжение в него. Кому мы разрешаем до нас дотрагиваться, брать за руку, целовать. Как близко мы допускаем того или иного человека. Насколько и кому мы демонстрируем своё тело.
• Территориальные. Наше отношение к нашему месту обитания и готовности его защищать. К дому, комнате, полке в шкафу, письменному столу и.т.д.
• Психические границы. Относится к нашим мыслям, мнениям и готовности их отстаивать. Как мы принимаем чужое мнение.
• Эмоциональные границы. От них зависит, можем ли мы отличать свои эмоции от навязанных нам окружающими. Они позволяют не чувствовать себя виноватым в ситуации, где нет нашей вины, к которой мы совершенно не относимся.

Научить выстраивать границы могут только родители. Во многом зависит от того, как взрослые формируют свои личные границы в отношении друг с другом, с ребёнком и с окружающими.

Ребёнок имеет право на собственные вещи. Да, покупают ему их родители. Но как только вы дали ему вещь и сказали, «это тебе», он должен самостоятельно решать, что ему с ней делать. Играть, сломать, выкинуть, подарить. Родителям в этом случае необходимо объяснить ребёнку следующее. Это твоя вещь, отныне ты определяешь, как с ней поступить. Ты можешь ею пользоваться, играть, но если что-то с ней произойдет, то никто не будет покупать или дарить игрушку взамен этой. Твоя вещь и ты за неё несёшь ответственность.

Для того, чтобы научить ребёнка уважать чужие границы, родителям необходимо уважать его границы. Он не сможет узнать и понять, почему нельзя брать без спроса чужие вещи, если у него все берут без разрешения. Объясняйте, что сначала необходимо спросить разрешение и быть готовым принять отказ.

Никто из взрослых не отдаёт свой автомобиль покататься незнакомому человеку. Поэтому и ребёнка не нужно заставлять делиться своими игрушками, особенно под давлением аргумента «ты жадина». Предложите ему познакомится и поиграть совместно, поменяться игрушками с другими детьми, которые просят его игрушки.

Соблюдая свои физические границы, мы чувствуем себя увереннее и комфортнее, позволяет ощущать себя целостными. Необходимо как можно раньше объяснить, что прикосновения других людей можно и важно пресекать, если они неприятны.

Научить соблюдать физические границы могут только родители. Когда ребёнок говорит вам, что ему жарко или холодно, чешется, неудобно, тесно и колется, не игнорируйте это.

Ребёнок не обязан целоваться или обниматься, если он сам этого не хочет.Не стоит щекотать, обнимать или целовать ребенка, если ему это не нравится. Не уговаривайте его обняться и поцеловать другого, если он не хочет. Очень важно уметь слышать и уважать «НЕТ» сказанное ребёнком, это позволит ему не бояться этого слова в будущем. При этом он поймёт, что и ваше «нет» и «нет» других людей также имеет силу.

Необходимо учить ребенка территориальным границам, что нарушать личное пространство нельзя. Например, заходить в ванную комнату, когда вы принимаете душ.
Объясните ему, что есть публичные места, куда разрешен доступ всем(общая комната, гостиная, кухня), а есть интимное/личное пространство(туалет, ванная, собственная комната).
Обязательно организуйте ребёнку своё пространство, отдельную комнату при возможности или свой личный уголок. Договоритесь, что в этом месте могут действовать его правила. Например, повесить понравившиеся плакаты, чего нельзя делать в комнате родителей.
Прежде чем зайти в комнату к ребёнку, тем более к подростку, необходимо постучать. Таким образом вы сможете защитить свою частную жизнь и даёте ребёнку понять, что уважаете его собственное личное пространство.