Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Я – сама

Брынзюк Наталья Васильевна (заведующий отделением помощи женщинам), Екимов Николай Сергеевич (психолог отдеения помощи женщинам) 23.11.2016.

22 ноября 2016 г. в рамках реализации программы социально-психологической адаптации женщин прошла беседа «Адекватная самооценка личности» из цикла «Я сама». Беседа была посвящена, вопросам самооценки личности, влияния самооценки на уровень жизни, гармоничное взаимодействие с окружающим миром.

Признаки адекватной самооценки:

Умение любые перемены обращать себе на пользу. Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.

Спокойное восприятие конструктивной критики. Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.

Способность противостоять стрессам. Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.

Желание не только принимать, но и делиться. Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.

Искусство справляться с негативными эмоциями. Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Советы по развитию здоровогосамовосприятия.

Причины низкой, равно как и завышенной самооценки следует искать в детских годах, поскольку ее формирование начинается с малолетства.

Психологи со всей уверенностью заявляют, что значительное влияние на этот процесс оказывают следующие факторы: характер, образ жизни и отношение родителей; опыт общения со сверстниками в детском саду, школе и других учебных заведениях, а также вне их; имеющиеся в наличии заболевания (в том числе, инвалидность и травмы); внешние данные; правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было; реакция и отношение посторонних людей; религиозные верования; культурные обычаи и традиции семьи.

У детей-дошкольников.

Давать реальную оценку успехам. Любящим родителям свойственно бурное проявление восторга по отношению к любым, даже самым незначительным достижениям малыша. К сожалению, преувеличение его достоинств, нередко накладывает неизгладимый отпечаток на самооценку, безжалостно повышая ее. Никогда не сравнивать ребенка с его сверстниками. Постоянно проверяя способность любимого чада соперничать с соседскими мальчишками и девчонками, можно оказать ему дурную услугу: развить мощнейший комплекс неполноценности или же невероятно раздутое чувство собственного превосходства. Следить за своим тоном и жестикуляцией. Произнося хвалебные слова необходимо быть максимально дружелюбными, а в случае, если ребенок провинился – следует проявить известную строгость. Совершенно лишнее — кричать, бешено размахивая руками, поскольку малыш может испугаться и надолго потерять способность адекватно оценивать свои поступки и реакцию родителей на них. Поощрять проявление инициативы. Тщательно оберегая дошкольника от любых проявлений самостоятельности, можно вырастить неуверенного в себе человечка, не умеющего и шага ступить без материнского совета. Предлагать задания и игры, соответствующие возрасту ребенка. Многие родители имеют склонность переоценивать возможности своего чада и стремятся преподнести ему материал, предназначенный для куда более взрослых ребят. В результате несчастный кроха теряет веру в свои силы, а заодно и желание заниматься чем-либо.

У подростков.

С уважением относиться к интересам и увлечениям. Время летит незаметно и вот из толстощекого карапуза любимое чадо превращается в нескладного подростка, бунтующего против родителей и их наставлений. Научившись с уважением относиться к его выбору, можно не только способствовать созданию правильной самооценки, но и вернуть себе расположение ребенка. Деликатно оказывать поддержку и помощь. Подростки, трепетно оберегающие свою независимость, редко готовы признаться, что нуждаются в помощи мамы и папы. Задача родителей – оказать ее таким образом, чтобы у ребенка не возникло чувство собственной несостоятельности. Не забывать о справедливости. Даже если на дочерей и сыночков жалуются вполне достойные люди, прежде чем грозить им всевозможными карами, не лишним будет выяснить подробные детали происшествия. Родительская несправедливость ранит подростков сильнее всего, заставляя их усомниться в себе и своей способности вызывать любовь и понимание.

Не допускать возникновения тотального контроля. Строго надзирать за подростком, давно уже вышедшим из возраста младшего школьника, значит, демонстрировать ему свое недоверие. Периодически «отпускать вожжи», предоставляя ему право на личную свободу – правильная тактика, дающая прекрасные плоды. Не оскорблять, обвиняя в невежестве. Плохие оценки не могут радовать родителей, желающих, чтобы дитя добилось в будущем успеха. Однако, сомнительная успеваемость – еще не повод для оскорбительных высказываний об умственном потенциале ребенка. В конце концов, средняя школа не является последним обучающим заведением на его пути.

У взрослого человека.

Если развитие адекватной самооценки у ребенка в немалой степени зависит от его родителей, то взрослый человек должен позаботиться о себе сам. В частности, ему необходимо: перестать завидовать чужим успехам и заняться самосовершенствованием; покончить с выискиванием недостатков и обратить свои усилия на поиски достоинств; научиться с благодарностью принимать и безвозмездно отдавать комплименты; расширить круг общения, впустив в него инакомыслящих людей; уделять больше внимания собственным мечтам и желаниям. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что адекватная самооценка это своеобразный рычаг, с помощью которого людям позволено менять свою жизнь в лучшую сторону!