Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Воспитание детской самостоятельности

Психолог социально-реабилитационного - Кобчиков Алексей Евгеньевич 17.09.2020.

Многие родители хотят, чтобы ребёнок был самостоятельным, лидером и уверенным в себе человеком. Но потом, когда вырастет. Сейчас надо, чтобы ребёнок был послушным, делал, что ему велят и желательно быстро, а то «мы торопимся, и дай я всё сделаю, а ты сиди уж». Иначе говоря, чтобы был удобным.

Первые яркие проявления можно наблюдать в детском саду, когда детей переодевают. Ребёнок забегает в раздевалку, садится на скамейку и ждёт родителя, послушно протягивая ему ноги, чтобы снять обувь.

Некоторые родители на этом этапе понимают «что-то не так», а кто-то переходит на следующий уровень. Собрать ребенку портфель в школу, заполнить за него дневник, убрать за него комнату и сделать за него уроки, которые ну совсем не получаются. Следующий этап – это вступление в комитет солдатских матерей и обязательный поиск удобной невесты или жениха.

Однажды, много лет назад, я наблюдал, как мама пришла на назначенное собеседование за своего сына. При этом, она искренне не понимала, что в этом плохого.

Ребёнок не становится самостоятельным внезапно. Это качество, которое закладывается родителями. Для этого необходимо пройти несколько этапов.

1. Уверенность родителей.
Родители должны быть уверены в силах собственного ребёнка. Самостоятельные действия не должны вызывать панику. На ранних этапах важны попытки самостоятельности, а не результат.

2. Поддержка.
Очень важно поддерживать ребёнка в его самостоятельных поступках. Поверьте, фразы, которые часто слышит ребёнок, например, «Мастер-ломастер», «дай лучше я сделаю» или «Опять, после тебя все переделывать» только отталкивают его быть самостоятельным.

3. Развитие навыка.
Самостоятельность не появляется по волшебству. Не нужно требовать от ребёнка абсолютной самостоятельности с завтрашнего дня.
Ребёнок должен пройти следующие стадии:
• Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
• Ребёнок выступает в качестве помощника;
• Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
• Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;
• Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

4. Правильные границы, в которых мы определяем, что делает ребёнок, а что родители.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека.

Отмечайте его поступки и поведение. Хвалите его развернуто за то, что он сделал. «Как аккуратно ты выполнил домашние задание», «Как замечательно у тебя получилось навести порядок»

Воспитание самостоятельного ребёнка потребует от вас вложения сил, времени и большого количества терпения. Этот вклад, с каждым последующим годом будет приносить всё большую прибыль.