Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Ответственность или послушание?

Психолог СРО - Кобчиков Алексей Евгеньевич 30.03.2021.

Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. Различаются они тем, кто принимает решение и какова мотивация к действию.

В случае ответственности, ребёнок самостоятельно принимает решение. Например, он самостоятельно делает домашнее задание, опираясь на свою собственную внутреннюю мотивацию.

В случае послушания, решение и мотивация поступает от взрослого. Например, ребёнка отправляют делать домашнее задание, мотивируя тем, что пока не сделает, гулять не пойдёт.

Учить необходимо и послушанию, и ответственности. Представьте, что будет происходить без послушания, без соблюдения норм, правил и законов.

При этом, бездумное послушание также опасно, как и бездумная самостоятельность. Потому что этим могут пользоваться различные организации, секты или личности, цели которых не всегда мирные и порядочные.

Важно научить соблюдать баланс. Ребенок должен чётко понимать, что есть правила, которые я соблюдаю, потому что это связано с рядом причин, например, с собственной безопасностью, а есть зона моей ответственности, где я принимаю решения и отвечаю за конечный результат.

При этом родители, учителя и воспитатели должны помнить об уровнях ответственности, который зависит от возраста, уровня развития и заинтересованности родителей.

Все люди учатся ответственности постепенно, дети не исключение. Нельзя впервые увидеть автомобиль, сесть за руль и поехать. Все водители обучались этому, кто-то с отцом или старшим братом, кто-то в автошколе, шаг за шагом становясь самостоятельным водителем.

Весь процесс можно разделить на 3 уровня.
• Ребёнок в качестве помощника, наблюдателя. На этом этапе ребёнок помогает взрослому сделать какую-то работу, или наблюдает за её выполнением. При этом он учится тому, как её нужно выполнять. Принимаясь за какое-то дело, дети нуждаются в моральной поддержке взрослого. Например, Мальчики, наблюдавшие за отцом, который водит машину, запоминая последовательность действий, быстрее становятся самостоятельными водителями.

• Ребёнок нуждается в напоминании и контроле. На этом уровне дети имеют большую часть информации, необходимой для выполнения задания. Тем не менее, они могут забыть что-нибудь или им нужно напоминать, что настала их очередь что-то сделать. Например, ученику в автошколе инструктор постоянно напоминает о необходимости показать сигнал поворота и о своевременном переключении передач.

• Ребёнок выполняет задание самостоятельно. Третий уровень ответственности – это самостоятельность. Ребёнок не только сам выполнил всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень является целью всех предыдущих усилий. Например, ученик автошколы самостоятельно сдал экзамен и допущен к вождению.

Данные шаги по уровням ответственности применимы к любой сфере деятельности и в любом возрасте. Время нахождения на каждом из уровней также зависит от возраста, уровня развитии, мотивации, поддержки и заинтересованности родителей.