Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Психолог СРО - Кобчиков Алексей Евгеньевич 22.03.2021.

В каждом коллективе есть человек, который не вписывается. Сверстники не хотят его принимать, а многие учителя относятся к таким детям с пренебрежением, что видит и чувствует весь коллектив. Иногда ребёнок становится изгоем с подачи и одобрения учителя или воспитателя. В случаях, если травля ребёнка поддерживается взрослыми, то жизнь ребёнка будет походить на непрекращающийся кошмар, очень часто это заканчивается необратимыми последствиями.
Ребёнок, который становится изгоем в коллективе, старается держать проблему внутри себя. Он не рассказывает о происходящем в школе, родителям.

Чем больше ребёнка забивают в школе, тем больше он будет замыкаться в себе.

Родителям необходимо обратить внимание на следующее поведение:

• Он не хочет идти в школу, даже если выучены все уроки.
• Резко меняется в настроении, когда разговор заходит о школе и одноклассниках. При этом, рассказывая о происходящем в школе и на уроках, употребляет «ОНИ делают» вместо «МЫ делаем.
• Плачет без видимых на то причин, когда остается в одиночестве.
• Не хочет или не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашние задание.
• Никто из одноклассников не приглашает его в гости, и никто не приходит в гости.
• Появление синяков, ссадин, царапин, порванной одежды и отсутствие объяснение этому. Чаще всего говорит, что не знает, как получил синяк, или споткнулся и упал.
• Пропадают или портятся вещи, даже если он достаточно аккуратен.
• Симулирует болезнь, чтобы не ходить в школу или радуется освобождению от школы.

Причин, по которым ребёнка могут не принимать в коллективе не много.
В случае, если вы наблюдаете определённые маркеры, что ребёнок изгой, установите причину этого. Оцените собственные действия по отношению к ребёнку, внимательно понаблюдайте за ребёнком и коллективом со стороны, побеседуйте с учителем или воспитателем о взаимодействии внутри коллектива.

Основные причины, по которым ребёнок может стать изгоем следующие:

• Неопрятный внешний вид. Изношенная, мятая или грязная одежда.
• Несоблюдение гигиены. Грязные волосы, руки. Запах от тела. Плохие зубы, запах изо рта. Нестриженные ногти.
• Физические недостатки. Речевые дефекты. Маленький рост, лишний вес.
• Физическая слабость и болезни. Не способность выполнить физические нормативы. Энурез, энкопрез.
• Привычки. Ковыряние в носу, обгрызание ногтей, ложь, воровство.
• Чрезмерно опекаемый ребенок родителями, бабушками.
• Ябеда.

Многие родители считают, что основная причина, что ребенок стал изгоем, является его неспособность постоять за себя. Отчасти, это действительно так. Но самый сильный и агрессивный задира в классе не всегда является лидером, он также может занимать место изгоя.

В случае если вы обнаружили причину, действовать необходимо незамедлительно, но аккуратно, чтобы не сделать хуже.

Не спешите бежать к учителю или директору, с требованиями, этим вы можете усугубить ситуацию, также не стремитесь немедленно наказать обидчиков самостоятельно.
Не давите на ребёнка, он должен чувствовать вашу любовь и поддержку. Говоря ему, что он сам виноват или разбирайся самостоятельно ты мужчина, мы усугубим ситуацию и доведём её до необратимой.

Ни в коем случае не пользуйтесь самым частым советом: «Не реагируй, они пообзываются и перестанут».

Займитесь устранением выявленных причин.
Проработайте с ребёнком сценарии собственных действий.

В детском саду и начальной школе стоит научить пользоваться отговорками. «Кто обзывается, тот сам так называется» и.т.д. Очень важен психологический факт, что ребёнок не промолчал и не проглотил обиду. Не заплакал и не побежал жаловаться.

Обязательно развивайте коммуникативные навыки, чаще выводите на детскую площадку, ходите в гости, посещайте концерты, выставки, театры. Ребёнок должен как можно больше общаться.

Никогда не поздно начать заниматься спортом, особенно различными видами единоборств. Внутреннее ощущение уверенности в том, что я смогу дать отпор, решает большинство всех трудностей в коммуникации у подростков.