Логотип Центра социальной помощи семьи и детям Кронштадта
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

197762, г. Кронштадт, ул. Аммермана, 13, лит.А

Дистанционное обучение, общение, коммуникация. В чём преимущество?

Психолог отделения дневного пребывания несовершеннолетних - Коваль Виктория Александровна 06.07.2020.

Занятия с психологом нередко предполагают упражнения и беседу на доверительные темы, рассказы о себе, о своём детстве, о чём-то личном. Я думаю, Вы замечали, что общение с человеком, который доставляет Вам дискомфорт, проходит легче по телефону нежели, чем в реальности? Почему так бывает, что мы можем довериться незнакомому человеку в поезде, а не близкому родственнику? Иногда есть потребность сохранить инкогнито. Я думаю, что потребность общаться в реальности – нормальное и здоровое желание. Но потребность побыть в одиночестве – это естественно. Для каждого человека временные рамки необходимого одиночества различны. Если кто-то ощутил в себе прилив энергии, почувствовал себя лучше в период самоизоляции, чем в обыденной жизни до неё – не стоит этого пугаться! Вы всего лишь познаёте новые стороны Себя. Вы будете знать, что для восполнения своих жизненных сил Вам требуется побыть одному, и Вы станете выделять время для себя. Может быть ранее у Вас этого не получалось, или Вы не придавали значения этому. Стоит поразмышлять о своих новых ощущениях или переживаниях. А если новообретённые факты очень тревожат, то следует обратиться к психологу.

Дистанционные занятия – как это?

Для групповых занятий Я использую Zoom — платформу для проведения онлайн-занятий, видео-конференций, вебинаров. Группы я набираю небольшие, 3 – 5 человек, так как дистанционно сложно удерживать большое количество детей в фокусе внимания (даже очно, в Центре, для большей эффективности я не набираю группы более 6-7 человек). Кроме того, детям тоже нужно адаптироваться к дистанционной форме.

Форма проведения занятий

Дистанционная форма проведения занятий диктует свои правила.
Преимущественно используются такие методы, как: беседа, выполнение упражнений, сочинение рассказов, сюжетно – ролевая игра. К сожалению, дистанционная форма не даёт возможности заниматься арт – терапией или другими видами прикладного лечебного искусства, именно с целью психологического сопровождения, здесь необходимо быть в хорошем реальном контакте с ребёнком и хорошо видеть, что и каким образом он делает. Но, тем не менее, хороший эффект от общения на расстоянии всё-таки можно получить. Это умение поздороваться, поприветствовать другого, заметить, в каком эмоциональном настроении, состоянии находится человек, который от тебя далеко.

Положительный эффект «от противного»

Дистанционные занятия дают ещё великолепный эффект «от противного»: они показывают детям насколько важно всё-таки общаться в реальности и ценить общение, ценить близкого друга и проводить с ним время вживую.

Пример занятия

Всегда начинаем с приветствия. В реальной жизни я не всегда отслеживаю этот момент в Центре, так как дети могут поздороваться и до моего прихода на занятие, а на дистанционном занятии это очень заметно. Если какой-то ребенок смущается или его плохо слышно, я никогда не продолжаю занятие, а прошу повторить и обращаю на это внимание остальных участников.
В зависимости от того, какое задание даётся, предполагается, что дети должны говорить по очереди. Мне нравится приём: «Передай слово следующему». То есть, я могу наладить коммуникацию между детьми, не являясь при этом воспитателем или явным взрослым, который всё решает за них. Дети сами передают слово друг другу, видимо, в зависимости от своих предпочтений. Иногда я замечала, что ребёнок отмечает, кто передал ему слово, и заметно приободряется (особенно, если это застенчивый ребёнок). Я всегда даю детям свободу выбора и самостоятельность, но на дистанционном занятии бывает, что эти качества у детей заметно притупляются. Важно сохранить эти проявления у детей.
Я оставляю в начале и в конце занятия время, чтобы дети сказали что-то от себя. То, что они хотели бы сказать друг другу или мне.

Подводя итоги

Когда у нас нет никакой возможности встретиться, дистанционное общение по видеосвязи нас выручит. Но важно отследить тот момент, когда мы очень часто выбираем видеосвязь вместо того, чтобы встретиться. Это может быть информацией к размышлению. Дистанционное общение даст возможность увидеть и научить элементам общения, которые в реальности не столь заметны: приветствие, прощание, умение «услышать», что говорит другой человек. Самоизоляция не повод не общаться, а повод модернизировать наше общение.

Всем добра!